Шаги в английских народных
танцах
Стиль Плэйфорда.
Большая часть танцев, описанная у Плэйфорда подчиняются определенной стилистике. Знание этой стилистики позволит очень легко запоминать движения в этих танцах. Можно за час разучить четыре-пять танцев, при этом главный секрет - знание основной структуры. Большинство английских народных танцев подчиняются схеме 3 куплета / припевы. Если танец исполняется в круге, куплеты следующие: Я специально не перевожу последние два пункта, предпочитая дпть их толкование и использовать затем в схемах как термин для сокращения объема. Когда танцуют квадратном, или в две линии (это называется Лонгвэй (Longway), первый куплет это двойной шаг вперед, двойной назад и повтор. Чаще всего, куплет исполняется на 16 тактов. Но, поскольку используется народная музыка, которая может быть и 24 и 32 такта, в куплетах часто бывают дополнения. Когда музыка играется на 24 такта, после каждой половины куплета добавляется один простой поворот, если же на 32, добавляется следующая схема: приставной шаг в сторону, приставной шаг в другую сторону, поворот. Будем называть этот блок Шаги И Поворот (чтобы хоть как-то сочеталось с Set And Turn). Выглядит это так: Двойной шаг вперед, двойной назад, Шаги И Поворот, Двойной шаг вперед, двойной назад, Шаги и Поворот. Шаги: Описание шагов у Плэйфорда мало чем может помочь. Приведу полное их описание: A Double is foure steps forward or back, closing both feet. Двойной шаг (Д) это четыре шага вперед или назад, приставив обе ноги. Будем называть их Дв, когда шагаем Вперед и Дн, когда назад. Одинарный (О) шаг, это два шага, с приставлением обеих ног. Будем называть их Ов и Он, по аналогии. Когда шаги будут делаться с определенной ноги, мы будем писать так: ДЛв - двойной шаг вперед с левой ноги. Шаги И Поворот (СП) это шаг в сторону, приставить ногу, шаг в другую, приставить ногу, оборот вогруг своей оси. Положим, описание "одинарного" и "двойного" шагов описываются и в других руководствах Ренессанса. Но Плэйфорд не описывает сайдинг, арминг или простой поворот. Хорошо, что традиции народных танцев дошли до наших дней и мы можем представить себе, как это делается. Вот основные традиционные описания: Сайдинг (Siding), требует, чтобы вы стояли лицом с тем, с кем собираетесь его танцевать. Вы идете вперед двойным шагом так, чтобы оказаться плечом к плечу (можно легко касаясь) с партнером. Возвращаетесь двойным шагом назад. И повторяете с другим плечом. Арминг (Arming) смотрится как в современной алеманде в контрадансах. Возьмитесь указанными руками или локтями (arm) и на восемь тактов обойдите по кругу. Затем поменяйте руку и делайте то же самое в другую сторону. (Вы можете делать это и плечами и просто взявшись за руки, однако чтобы танец был более живым, локти все-таки рекомендуются) Простой поворот (П), это просто поворот на месте на четыре такта Хей. Эта фигура по-русски называется "плетенка".
В первой издании Плэйфорда хей появляется в различных формах, многие
из которых - это просто определение его как "особенного танца".
Для начала нужно сказать, что многие основные формы это так называемый
"простой хей". Плэйфорд не описывает его, но есть наиболее
распространенная реконструкция: в линии из трех человек второй и третий
стоят лицом вперед, а первый назад (т.е. лицом к второму). Прикиньте взглядом
точки, гда стоят первый и третий - эти точки не двигаются. Выглядит это все тяжело, но в движении это очень просто. Знание хея, это ключ к изучению таких танцев как "Гримсток", "Каштан", "Сбор палок". Плэйфорд, как правило, не указывает направлений - ни какая рука используется, ни с какой руки начинать сайдинг или арминг, ни с какой ноги начинать сет. Он даже не всегда описывает, с какой стороны стоит кавалер, по отношению к даме. По этим вопросам полно споров как в SCA, так и у нас. В целом, есть негласное правило, что: 1. Кавалер стоит слева от дамы Но помните, что это соглашение - негласное. Если вы попадаете в другую местность, например Москва, Питер, или Рим, просто помните, что если танцоры двигаются в "неправильную" сторону, то на самом-то деле, неправильной стороны нет. В любом случае, делайте допущения, и рассматривайте это как новый для себя опыт. Прочие термины: Под партнершей мы будем понимать человека, в паре с которым мы танцуем танец. Чаще всего описания строятся от лица кавалеров, поэтому мы и говорим "партнерша", или "дама", подразумевая именно ту даму, в паре с которой вы танцуете. Контрэри - еще один английский термин, означающий человека, стоящего напротив вас в противоположной паре. В случае квадратного танца справа от кавалера будет стоять его дама, а прямо перед ним - контрэри. Спасибо Bruce A. Padget, за очень
простое и доступное описание, большую часть которого я использовал при
написании этой статьи. Посмотрите его страницу |